Факты о контрафакте

- В чем принципиальное отличие контрафакта от фальсификата?

-Термином «контрафакт» обозначают любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности какого-либо лица. Типичный пример контрафакта — нанесение на товар чужого, более известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя. Цель таких действий понятна: продукцию известной фирмы реализовать на рынке гораздо проще. Понятие «контрафакт» носит юридический характер, при этом ключевое значение для отнесения предмета к контрафактному имеет ущемление авторских и других интеллектуальных прав в результате создания такого товара. Качество же товара при этом роли не играет. Контрафакт, в принципе, может быть очень неплохого качества — этим он отличается от фальсификата (фальсифицированными принято считать поддельные вещи низкого качества, выдаваемые за настоящие)

Как на сегодняшний день обстоят дела с контрафактом и фальсификатом в России? И в мире в целом?

– Несмотря на постоянную борьбу с производством и распространением контрафактной продукции, масштабы ее к сожалению продолжают увеличиваться.

Во всем мире, среди стран-экспортеров поддельной продукции лидирует Китай, на долю которого приходится 63,5% мировых подделок. Со значительным отставанием за Китаем следуют Турция (3,3%) и Сингапур (1,9%). В список также попали Индия, Таиланд, ОАЭ, Марокко, Египет и Пакистан как страны-экспортеры контрафакта в глобальном масштабе.

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) предоставили результаты анализа контрафактной деятельности:

$500 млрд. – годовой оборот поддельной продукции в мировом масштабе.
2,5% приходится на контрафактные товары в структуре глобального импорта.
5% импортных товаров, поступающих в Евросоюз, являются подделками или «пиратской» продукцией.

На борьбу с распространением подобного вида товаров направленно законодательство каждой страны, а также предпринимаются международные усилия против распространения подделок.

Так международная операция "ПАНГЕЯ", направленная на пресечение контрафактной продукции в фармацевтической индустрии, в 2016 году затронула более ста стран. И за период с 30 мая по 7 июня было изъято из обращения более 12,2 миллиона упаковок контрафактных лекарств, арестованы 393 человека, закрыто примерно 5000 нелегальных интернет-аптек.

В России за последние два года было изъято гораздо больше контрафактной продукции, чем в предыдущие годы. С одной стороны, это указывает на увеличение производства подобного рода продукции (в особенности, алкоголя и табака), а с другой, на усиленную работу органов, регулирующих сферу контрабандной продукции.

Имеются ли статистические данные?

– Например, в первом квартале 2016 года:

  • Было выявлено 13,3 млн. единиц контрафактной продукции, что составляет 73,5% от уровня прошлого года.
  • Возбуждено 219 дел об административных правонарушениях,
  • Предотвращен ущерб правообладателей на сумму 1,4 млрд. рублей.

Чаще всего объектами нарушений являются лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, одежда, обувь, минеральные воды и соки, автозапчасти.

В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

Новостные ленты уходящего года пестрили заголовками об изъятии очередной партии контрафактной продукции по всей России.

Какова ответственность за распространение контрафактной продукции?

– Распространители контрафакта могут быть привлечены к гражданско-правовой (имущественной), уголовной или административной ответственности. Санкции гражданско-правового характера заключаются в том, что:

• контрафакт изымается из оборота и уничтожается за счет правонарушителя;
• по выбору правообладателя распространитель контрафакта либо возмещает ему убытки, либо выплачивает компенсацию в сумме от 10 тыс. до 5 млн. руб. (конкретный размер возмещения определяется судом при рассмотрении дела).
Административная ответственность предусмотрена:
• за неправомерное использование товарного знака и других атрибутов, индивидуализирующих товар;
• оборот «пиратских» копий произведений;
• незаконное использование чужих изобретений.

За совершение этих деяний грозят штрафные санкции (для граждан — штраф до 10 тыс. руб. или в размере двукратной стоимости незаконной продукции), а контрафакт подлежит конфискации.

Если перечисленные деяния причинили серьезный ущерб (в большинстве случаев существенность ущерба оценивается на усмотрение суда), то нарушителю грозит не административная, а уголовная ответственность. За эти преступления суд может назначить штраф, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы (до 2 лет).

При этом закон допускает, что за одно и то же деяние нарушитель может привлекаться одновременно и к гражданской, и к уголовной (или административной) ответственности.

Интересные факты...

• Для пресечения контрафакта меховых изделий был подписан новый закон об обязательной маркировке данной категории товаров. Теперь все шубы без специального чипа будут приравниваться к контрафакту.

• Доля незаконного оборота товаров в разных секторах российской экономики достигает от 5% до 30%.
• 40% стройматериалов в РФ – контрафакт
• В каждом восьмом магазине в России торгуют контрафактными сигаретами. В результате их доля на российском рынке выросла до 4,4%

На прошедшем в ноябре Международном форуме «Антиконтрафакт 2016» обсуждались различные проблемы, в том числе способы решения вопроса формирования в странах ЕАЭС уполномоченных национальных структур по борьбе с контрафактом.

В данное время ответственность за использование и распространение контрафактной продукции в нашей стране предусмотрена Уголовным и Административным Кодексами РФ.

Проблема контрафакта стоит настолько остро, что совершенно очевидно, что решать ее необходимо не только при помощи правоохранительных органов, но также используя возможности органов государственной власти как федерального так и регионального уровня и потенциал общественных организаций и профессиональных объединений.

В целях совершенствования государственного управления в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, Указом Президента Российской Федерации 23 января 2015 года №31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также для мониторинга и оценки ситуации в этой сфере на территории Российской Федерации. Аналогичные комиссии созданы и в регионах Российской Федерации и возглавляются они высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.