«Документы штампуются за час или влип из-за липы»

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя активность со стороны ФТС на предмет выявления «кривых» сертификатов – это суровые реалии. Когда участник ВЭД оформляет просто «бумажку» рискуя своими грузами, временем, деньгами, попадая под уголовнуюответственность перед законом- все эти риски заведомо понятны, но, к сожалению, о них мало кто задумывается. Сегодня сертификация в России превратилась в профанацию. Известно, что недобросовестные производители и импортеры подделывают сертификаты и декларации,протоколы испытаний, предлагают «замеры – оптом». В свою очередь, криминальные органы повсюду ведут активную рекламную деятельность, можно встретить такие интересные варианты как «сертификаты за час, минуту, секунду...»Если хорошо поискать в интернете, можно  оформить любой документ в 2017 году от 2013 года- это и называется «сертификацией от заднего числа». Бедный ОТОиЭК, который на протяжении многих лет ведет активную борьбу за выявление таких «серых» схем,однако, точеная работа не всегда приносит результат!Работа в комплексе-вот, что нужно предпринимать не только органам надзора, но и обществу в целом.Круговорот, который все равно заканчивается грустно и печально, ведь в основе всего лежит понятие «КАЧЕСТВО», а это серьезный вызов и одновременно угроза обществу.

Важная инициатива правительства, как сигнал государства рынку о том, что с "липовыми" сертификатами будет покончено, а фирмы-посредники будут ликвидированы.

Добросовестным участникам рынка, сертифицирующим свою продукцию по правилам, бояться нечего. Самое главное в этом вопросе-выбор исполнителя, который сможет не только провести процедуру по оценке соответствия (сертификации), но и отстаивать позицию держателя документа в дальнейшем, при реализации продукции.

Государственные органы, а именно: ФТС Росси и ФСА призваны решать проблемы и задачи, поставленные руководством страны, на обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, ориентированы на устойчивый рост и стабилизацию динамики макроэкономических показателей экономики, как на современном этапе, так и в стратегической перспективе. Они обеспечивают достижение цели, реализуя различного рода стратегии в социально-экономической сфере и в сфере управления ВЭД. В системном плане это означает, что все инструменты, используемые для управления, в конечном итоге - для достижения общественно значимых целей, должны быть адекватны социально-экономической сфере, учитывать ее реальную динамику и природу происхождения.

Свою озабоченность бизнес объясняет нынешней контрольно-надзорной практикой. По мнению предпринимателей, органы по сертификации и контролеры из Роспотребнадзора зачастую трактуют любое нарушение требований технических регламентов как представляющее "угрозу жизни и здоровья потребителей", выносят безосновательные решения о приостановке действия сертификатов.

Угрозу бизнесу предприниматели увидели в поправках в Федеральный закон "О техническом регулировании". Проект закона подготовили в минэкономразвития. Документ размещен на сайте regulation.gov.ru и уже одобрен на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Большинство претензий, обращает внимание деловое сообщество, регулярно оспаривается производителями в судах. Бизнес, в связи с этим, предлагает законодательно закрепить понятия "угроза жизни и здоровью потребителей", определить перечень оснований для признания недействительными сертификатов в зависимости от риска причинения реального вреда потребителям, а также прописать четкую процедуру обжалования решений и предусмотреть механизм возобновления действия сертификатов.

На сегодняшний день, наши специалисты вынуждены самостоятельно осуществлять мониторингреестра ФСА, для собственной статистики выявления случаев «серых» представителей таможенного рынка и межведомственного сотрудничества.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно констатировать, что разработка мониторинга качества услуг, оказываемых участнику ВЭД – очень сложный и многоаспектный процесс. Он охватывает деятельность не только таможенных органов, опирающихся на ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», но и самих компаний (участников ВЭД). Таможенные органы, в первую очередь, оказывают услуги государству по обеспечению безопасности. Поэтому соблюдение государственного интереса в процессе оценки результатов мониторинга не должно перекрываться содействием деятельности участникам ВЭД.