Руководитель ФАС Игорь Артемьев о портах и законе

— Почему порты становятся государственными?

— Потому что приходят государственные корпорации и начинают управлять портом.

— Вы имеете в виду «Транснефть» и НМТП?

— Я имею в виду общий подход. Я сейчас не хочу приводить какие-то конкретные примеры. Но то, что аэропорты становятся частными –  факт. И то, что порты начинают становиться государственными — факт. Железнодорожный транспорт тоже нужно активно продолжить реформировать, поскольку в какой-то момент реформы остановились. Я мечтаю о том, чтобы частные поезда ходили по инфраструктуре ОАО РЖД и имели все законные основания перевозить груз. Я имею в виду либерализацию локомотивной тяги, например. С нашей точки зрения, государство должно само владеть инфраструктурой и на недискриминационной основе предоставлять возможность ею пользоваться всему бизнесу. А если отдать это какой-нибудь корпорации, будет большая проблема.

— ФАС продолжает судиться по тарифам с НМТП, возобновились слушания по делу 2016 года в отношении Приморского торгового порта, в октябре Верховный суд рассмотрит кассационную жалобу службы. Складывается впечатление, что для ФАС наказать группу — вопрос принципа. Почему?

— Не то, чтобы у нас к ним отдельное отношение. Они грубо нарушили антимонопольное законодательство. И долго поддерживали нарушение. Это выражалось в многократном повышении тарифов на перевалку, дискриминационных процедурах, навязывании услуг, расчетах в иностранной валюте. Мы обязаны это пресечь. В отношении них даже не оборотный штраф был применен, а самое жесткое наказание: изъятие незаконно полученного дохода в 9,7 млрд руб.

— Вы сказали, что НМТП допускал нарушения, а сейчас?

— Разбирательства в судах еще идут. Сейчас — после того как «Транснефть» пришла к управлению — этих нарушений почти не стало. «Транснефть», как госструктура, проводит разумную политику. Мы не видим таких критических ситуаций, как раньше. И вместе стараемся найти компромисс. Но прошлое не забыто, деньги заплачены, компании ограблены. Дискриминация состоялась. Значит тот, кто этим занимался, должен быть наказан. Мы находимся в пределах срока давности в судебной системе и хотим довести это дело до конца.

— Вы исходите из того, что именно «Транснефть» станет основным владельцем НМТП, выкупив долю группы «Сумма». Кто-нибудь еще подавал ходатайство? Ходят слухи про «Роснефть»…

— Нет, не подавали. Только «Транснефть». Мы исходим из того, что она, наверное, приобретет эти активы. Они ведут переговоры, насколько мне известно.

— А вы разрешите? Решение не поменялось?

— Нет, зачем же нам менять это решение.

— Если будет инициатива по выводу стивидоров из реестра естественных монополий, НМТП там останется?

— Нет, их и сейчас там нет. Единственное, мы не хотим это делать в отношении нефтяной трубы. Труба — это естественная монополия, ее нельзя никому отдавать. Наше новое определение естественной монополии в законе — это линейный протяженный объект, где строительство в параллель аналогичного объекта экономически нецелесообразно.

Поэтому у нас газовая труба, труба «Транснефти», другие трубы, электросетевое хозяйство останутся естественными монополиями. А вот порты, аэропорты и прочее выйдут из-под статуса естественной монополии. И могут быть потом приватизированы там, где будет конкуренция. А эти трубы нельзя будет приватизировать без специальных законов, поскольку это естественная монополия. Частная монополия в инфраструктуре — это плохо.

— Да, но вы же собирались среди портов в списке естественных монополий оставить северные порты и порты с трубой…

— Конечно, у нас есть порты, которые расположены на Северном Ледовитом океане и которые находятся в состоянии полной монополии. Как мы можем их либерализировать? Не можем.

— Какие нефтяные терминалы, по вашему мнению, должны быть в этом списке?

— Все терминалы «Транснефти». Все, что связано с трубой. Эти рынки должны остаться в ведении государства, частному бизнесу нечего там делать. Потому что только государство может гарантировать недискриминационный доступ.

— В какой стадии сейчас реформа законодательства по портам?

— Первый вице-премьер Антон Силуанов одобрил закон на специальном совещании. Нам поручено доработать проект с учетом замечаний естественных монополий, Минэнерго. Мы почти завершили доработку и в ближайшее время, если получим одобрение, внесем документ на заседание правительства. Будет упразднен закон о естественных монополиях в РФ, это отличный сигнал для рынка.

— Это произойдет в текущем году?

— Внесем точно. И будем ожидать решения правительства. Если оно будет для нас успешным, и мы сможем доказать нашу правоту, то уже в этом году законопроект окажется в Госдуме. Сколько нужно Госдуме, я не берусь предсказывать. Конечно, будут вопросы. Но для самих монополий закон имеет большое значение. Потому что, по сути, значительная часть компаний и систем, которые называются сейчас естественными монополиями, таковыми больше не будут. То есть давление регулирования на них снизится.

— Не так давно стало известно, что группа «Сумма» может продать свои 32,5% в «Трансконтейнере», которым владеет через FESCO. Поступали ли к вам ходатайства?

— Нет. Мы за приватизацию «Трансконтейнера». Но она должна проходить так, чтобы были инвестиции и рост контейнерных перевозок. То есть приватизация, чтобы остаться там, где есть, мне кажется странной, тем более при нынешних ценах на рынке. Я не буду подсказывать Минэкономики, но, думаю, там должна быть приватизация с серьезными инвестиционными условиями. Когда государство отдает очень важный актив по низкой цене, должны вкладываться миллиарды долларов в развитие инфраструктуры контейнерных перевозок в РФ. Иначе нельзя даже подпускать никого к этому активу.

— Ранее у вас была идея о разделении «Трансконтейнера» до продажи …

— Сейчас она уже неактуальна. Частичная демонополизация контейнерных площадок и контейнеров уже произошла.

— Была информация, что арабская DP World собирается приобрести долю в FESCO, в какой стадии сейчас эта сделка? Одобрила ли ее ФАС?

— Рассмотрение ходатайства группы DP World в отношении группы FESCO было продлено. Сейчас оно дополнительно обрабатывается и дальше уйдет на правкомиссию.

— На какую долю претендует DP World?

— 49%.

— Удастся ли легализовать параллельный импорт в РФ с учетом противодействия партнеров по ЕАЭС?

— Сейчас, несмотря на противодействие некоторых министерств, которое, на мой взгляд, заслуживает лучшего применения, правительством сформулирована позиция. Правительство в лице премьера определилось, и президенту было доложено, что внедрение параллельного импорта по отдельным позициям — лекарства, медицинские изделия или, скажем, продукция для детей — целесообразно. Мы очень довольны, что за девять лет удалось убедить правительство в правильности этого подхода. Но, поскольку мы находимся в Таможенном союзе, нужно согласовать его с другими странами. На сегодня все страны, кроме Белоруссии, подтвердили свое согласие на параллельный импорт, Минск пока отказывается, мы ведем переговоры.

 

Издательство Коммерсант

Интервью взяла Наталья Скорлыгина

Комментарии (0)