V Международная конференция

 «Санкт-Петербург – морская столица России. Транспортно-транзитный потенциал» 27-29 сентября 2012 года, Санкт-Петербург

 

На конференции обсуждались следующие вопросы:

 

1.    Модернизация транспортной инфраструктуры как вектор развития России: 
государственная политика, инновации, роль бизнеса

 

2.    Оптимизация процесса перевозок – залог эффективного функционирования
рынка транспортных услуг

 

3.    Инновационные технологии в транспортной отрасли России:
разработки, проблемы и перспективы внедрения

 

4.    Интеграция России, Беларуси и Казахстана:
на пути к созданию единого транспортного пространства

 

5.    ВТО: место российской транспортной системы в глобальной экономике

 

6.    Транспортная система Арктики – одна из основ устойчивого экономического развития России

 

 

 

В работе конференции приняли участие 4 представителя Гильдии: Группы Компаний "КОНТИНЕНТ", ООО «ВОСХОД», ООО «ТРАНСЛОДЖИКС», ООО «ТАНДЕМ»

 

По вопросу  «Транспортная система Арктики – одна из основ устойчивого экономического развития России»  с докладом выступил Ганов Александр (Генеральный директор Группы Компаний "КОНТИНЕНТ"). Группа Компаний «Континент» активно участвует в реализации глобальных проектов, связанных с освоением Арктического шельфа. В докладе Александра Ганова затронуты основные проблемы освоения Арктического шельфа и предложения по их решению.

 

"7ba043df8096eb2a86d70ac17f8ca630"

 

1. Процедура ТО в РФ достаточно сложна. Согласно проведенным исследованиям,  по сложности прохождения таможенных процедур  РФ находится во второй сотне и по данному показателю уступает даже нашим партнерам по ТС – Казахстану и Белоруссии. В чем же состоит сложность?? – рассматриваем регион Кольского полуострова:

 

1.1     Уполномоченные ТП  

 

Довольно часто возникают сложности, связанные с таможенным оформлением некоторых  видов товаров в связи с изданием актов о «компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении отдельных видов товаров».  К примеру,  несмотря на то, что Мурманск находится на  границе с Норвегией и Финляндией, ввозимую из-за границы технику и транспортные средства, необходимые для строительства и т. д.,  на которые в установленном порядке выдаются ПТС, ПШТС и ПСМ невозможно оформить в Мурманской области в связи с Приказом ФТС России от 13.06.2007 N 721 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" . 

 

      Существует процедура, позволяющая осуществить ТО таких грузов без фактического присутствия товара на специализированном посту акцизной таможни (ближайшая в СПБ) путем подачи ТД в электронном виде. Сложность заключается в том, что при ввозе высокотехнологичного оборудования и механизмов в разобранном виде достаточно трудно добиться хорошего понимания и взаимодействия между инспекторами таможни, когда выпускающий инспектор находится в Спб или Москве, а инспектор, производящий досмотровую процедуру в Мурманске. Кроме того, зачастую требуется личное присутствие  представителя импортера для пояснения нюансов технических документов и условий внешнеэкономической сделки. А это в Спб или Москве.    

 

2. Разногласия в толковании Законов и  подзаконных актов, возникающие вследствие несовершенства таможенного законодательства.

 

Хотелось бы обратить Ваше внимание на 2 нюанса, связанных с таможенными спорами и контролем товаров двойного назначения:

 

Таможенные споры - проблемы, сопровождающие внешнеэкономические взаимоотношения.  Основной причиной возникновения таможенных споров является несовершенство нормативно-правового регулирования и неопределенность пределов компетенции фискальных органов, позволяющее им применять по собственному усмотрению те или иные нормы в области таможенного регулирования. Например, корректировка таможенной стоимости (КТС). В правоприменительной практике Российской Федерации процесс определения таможенной стоимости товаров является до сих пор одним из наиболее сложных и конфликтных. Этому способствуют искаженное толкование закона правоприменителями и наличие множества оценочных категорий и понятий в современном законодательстве о таможенной стоимости и оценке товаров. К таким категориям относятся "стоимость, близкая к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени"; "идентичные товары, проданные по существу в том же количестве"; "гибкость при применении методов таможенной оценки" и т.п.

 

 Данная проблема регулярно возникает у декларанта при оформлении грузов в таможенном органе, что приводит к существенным финансовым потерям. В случае если   ущемляются интересы предпринимателя, необходимо обращение в Арбитражный суд.  Все обращения в Арбитражный суд должны курироваться юристами, имеющими опыт в таможенной судебной практике.

 

3. Контроль товаров двойного назначения (двойного применения) — т.е. тех видов товаров, которые используются в мирных целях, но могут быть применены при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.

 

К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:

 

- вооружения и военной техники;

 

- ракетного оружия;

 

- ядерного оружия;

 

- химического оружия;

 

- бактериологического оружия.

 

 

 

Необходимость получения лицензии на такие товары определяется совпадением общих и частных признаков предъявленных к таможенному оформлению товаров с общими и частными признаками товаров военного и двойного назначения. При этом основным общим признаком импортируемого товара и объекта ЭК является код ТН ВЭД ТС, а частным признаком - конкретные значения характеристик, описательная часть, область применения этих товаров. На практике зачастую таможенные органы руководствуются, в основном, общим признаком – кодом ТН ВЭД ТС, упуская из виду частные признаки. Это в свою очередь влечет необходимость предоставления множества документов, и увеличение времени таможенного оформления.

 

       Следовательно, рекомендуется заблаговременно готовить техническую документацию, описание, а также советоваться со специалистами и предварительно согласовывать пакет документов в таможенных органах. 

 

4.    Система управления рисками: плюсы и минусы

 

В действующем таможенном кодексе таможенного союза Системе управления рисками «СУР» отведена целая глава.  В статьях главы 18 ТК ТС  раскрываются термины связанные с применением СУР, цели применения СУР, объекты анализа рисков и принципы деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками. 

 

СУР должна была стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

 

      1) сокращение времени таможенного оформления;

 

2)    прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

 

3)    партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

 

Однако, наряду со значительным количеством положительных сторон (большая прозрачность, предсказуемость таможенной службы, ограничение прав инспектора при осуществлении таможенного контроля, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений) выявились и слабые стороны при применении СУР в настоящее время.  Одной и самой важной из них является монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность и профессиональный уровень сотрудников отдельных таможенных органов (которая, как правило, тем ниже, чем больше расстояние от Москвы и СПб), делает данную систему довольно «неповоротливой» и неприспособленной к конкретным поставкам товаров в отдельно взятых регионах. При наложении нескольких факторов друг на друга увеличивается время таможенного оформления, выставляются запросы таможенного органа, которые просто не могут быть выполнены в конкретном случае (например – перемещение товара через таможенную границу без заключения внешнеэкономической сделки). 

 

 

 

5. Недопонимание иностранным  контрагентом требований по заполнению коммерческих и транспортных документов, а также необходимости предоставления документов и сведений: 

 

           Решением Комиссии таможенного союза № 257 от 20 мая 2010 года  «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» были регламентированы  правила заполнения деклараций на товары,  перечни документов,  необходимых для таможенного оформления, и т.д.  Однако,  даже в решении комиссии содержатся оговорки. 

 

Общие положения: 
       Настоящая Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекс) и определяет порядок заполнения декларации на товары (далее - ДТ).
Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены дополнительные требования по заполнению отдельных граф ДТ в зависимости от категорий товаров и заявляемых таможенных процедур.
Особенности заполнения отдельных граф ДТ в случаях, предусмотренных статьей 194 Кодекса, определяются таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, т. е. требования могут разниться. В разных странах и скажу более того — в разных регионах РФ – разные нормы и требования к заполнению инвойсов, к перечню документов  отчетности.  В связи с этим  нередко возникают случаи, при которых иностранный контрагент или инвестор, осуществляющий ввоз товара,  просто не в состоянии понять, что от него хотят покупатели:

 

-        не вписан в счет номер договора,

 

-        нет печати иностранного юридического лица на каких либо документах, пересылаемых по эл. почте и т.д ( хотя в некоторых странах печати при заключении договоров вообще отсутствуют).

 

Более того, довольно часто иностранных контрагентов повергает в уныние требование таможенных органов предоставить документы и сведения, такие как полную техническую документацию на товары, сведения об организации-продавце, вплоть до состава учредителей и бухгалтерского баланса и ( Внимание)  - калькуляции себестоимости товара.

 

6. Перспективы развития процедуры ТО

 

 Но не могу не остановиться на положительных моментах, существенно облегчивших процедуру ТО. Прежде всего это :

 

    В регионе деятельности Мурманской таможни всецело развивается электронное декларирование. Электронное декларирование, конечно, имеет свои положительные и отрицательные стороны, но положительных в сравнении с традиционной бумажной технологией, гораздо больше.
Основные минусы:
- это слаборазвитая телекоммуникационная сеть, что по сей день, вызывает  задержки в пересылке пакетов информации между декларантом и таможенным постом;
- высокие трудозатраты подготовительных операций при подготовке ДТ -  перевод документов в формализованный вид.
Положительные стороны:

 

- безбумажная система оформления

 

- высокая скорость таможенного оформления

 

- полная прозрачность процесса таможенного оформления

 

- возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме

 

- возможность подачи ЭДТ в любой таможенный орган удаленно со своего рабочего места
- первоочередность оформления ЭДТ

 

     Развитие удаленного декларирования позволяет производить таможенное оформление на таможенном посту, расположенном во внутреннем таможенном органе, при нахождении транспортного средства на пограничном складе временного хранения. Технология  удобна, но следует учитывать возможность технических сложностей и сбоев при обмене информацией по электронным каналам связи. Кроме того, в любой момент может сработать риск на дополнительные меры таможенного контроля в виде досмотра и очень часто это означает выезд на место проведения досмотра специалиста для пояснения инспектору по грузу, находящемуся в транспортном средстве.

   Развитие предварительного информирования таможенных органов является существенным плюсом в ускорении процесса таможенного оформления. На лицо существенное сокращение сроков  прохождения таможенного оформления транзита на границе. 

 

- Ускорение прохождения границы:

 

- Сотрудник таможни не тратит время на заполнение электронной копии транспортных документов;

 

- Автомобиль проходит оформление на границе вне общей очереди.

 

- Простота использования:

 

- Отправлять документы ПИ можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет;

 

-        Не требуется получение электронной подписи и подключение к ЭД-системе.

 

 

 

Центры электронного декларирования.

 

  В основе их работы - технология удаленного выпуска. То есть участник внешнеэкономической деятельности из любого региона своего таможенного управления может подать декларацию вне зависимости от того, на каком складе временного хранения находится его товар.  ФТС России намерена внедрить технологию удаленного выпуска как приоритетную при ТО товаров. В каждом регионе будет создан как минимум один (в зависимости от объема внешнеторговой деятельности) ЦЭД. Если возникнет необходимость провести досмотр товара, то это будет происходить на приграничных терминалах по поручению инспектора ЦЭД, принявшего декларацию. Взаимодействие между внутренним и приграничным таможенными постами также будет налажено в электронном виде.  Как и было сказано выше, все же остаются некоторые сложности с приведением мер дополнительного таможенного контроля. 

 

  Следующим шагом в таможенном деле планируется перераспределение поданных деклараций на уровне Главного вычислительного центра ФТС между региональными ЦЭД в зависимости от их загруженности в данный момент. Это позволит полностью «отвязать» места нахождения товара, декларанта и таможенного органа друг от друга.

 

Полностью на безбумажную технологию оформления таможни перейдут с 1 января 2014 года.

 

 

 

7.     Мурманская область для Российской Федерации имеет огромное значение за счет ряда преимуществ, которые имеют приоритетное значение для развития здесь большого логистического транспортного узла. Именно эту цель преследует план Правительства РФ, разработанный и внедряемый в этом регионе.

 

   Мурманский порт – один из крупнейших портов на северном направлении при транспортировке грузов. Этому способствует и географическое расположение – Мурманск является начальной точкой Северного морского пути. Для того, чтобы оценить его важность, можно привести такие цифры: путь из Мурманска в Йокогаму (Япония) по Северному морскому пути составляет 5770 морских миль. Если преодолевать этот путь через Суэцкий канал, расстояние увеличивается более чем в два раза – до 12840 морских миль.
         В рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предусматривается строительство следующих объектов:
- железнодорожных и автоподходов к новому порту на западном берегу Кольского залива, а также сопутствующей инфраструктуры;
- контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива;
- угольного терминала на западном берегу Кольского залива;
- нефтяного терминала на западном берегу Кольского залива;
- а также модернизация угольного терминала на восточном берегу Кольского залива, развитие железнодорожной инфраструктуры и создание логистического центра.

 

   Все вышеперечисленные инфраструктурные проекты жизненно необходимы. В недалеком будущем увеличение грузопотока несомненно потребует существенное увеличение мощностей портовых зон, возможностей заправочного комплекса для заходящих судов и складских мощностей для хранения и обработки грузов.

 

              Уже сейчас существует насущная необходимость в дополнительных площадях СВХ.

 

Такое положение дел не может не отразиться на таможенном бизнесе, качестве и скорости таможенного оформления. Сегодня склады временного хранения в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Мурманск  зачастую перегружены, что вызывает задержку по времени выгрузки и начала таможенного оформления доставленного груза. Возможности портовых зон также достаточно ограничены и даже при несущественном увеличении грузопотока могут появиться сложности и задержки в таможенном оформлении и хранении  грузов.

 

             Кроме того хочу обратить особое  внимание  на оснащенность специальных средств, позволяющих работать с негабаритными и тяжеловесными грузами. При реализации глобальных проектов по освоению Арктического  шельфа перевалка подобного оборудования и механизмов несомненно будет не столь редким делом.

 

8.    Сертифицированные и другие разрешительные документы

 

Следующим очень важным пунктом являются усилия по получению различных разрешительных документов, а именно: сертификатов соответствия,  качества, пожарных, санитарно-эпидемиологических и гигиенических  заключений. На территории РФ существует достаточно большое количество коммерческих организаций, которые предлагают услуги подобного рода, но  проблема заключается в том, что многие из них работают с центром, аккредитованным для выдачи сертификатов и других разрешительных документов по определенному списку товаров. Следовательно, такие организации не могут гарантировать 100%-ую сертификацию по большому списку ввозимого товара. Кроме того, для некоторых товаров требуется проведение лабораторных испытаний (испытания на сжатие или на разрыв), а организаций, имеющих такое оборудование и способных провести исследования, у нас очень немного и, в основном, они расположены в Москве и СПб. Также проведение подобного рода лабораторных исследований требует времени и образцов.  Если испытания не будут проведены вовремя, то это может создать задержки в ТО, т.к. без сертификатов на некоторые товары таможенная декларация не может быть подана к оформлению. Как следствие, задержки по времени, демередж судна, оплата услуг хранения товара и т.д. и т.п.

 

            При проработке всех этапов движения груза этот пункт следует прорабатывать с особой тщательностью и заблаговременно принимать решения о начале работ по получению необходимых разрешительных документов.

 

9. Юридическая составляющая ВЭД сделки

 

     Далее хочу отдельно выделить момент предварительной юридической проработки внешнеэкономических договоров перед их заключением. В любой крупной компании существует штат юристов. Основная функция этих специалистов – обеспечение текущей деятельности организации, в которой они работают.  Проработка сделок внешнеэкономической направленности требует знания некоторых юридических нюансов, которые могут являться очень существенными при определении сроков поставки, условий по ИНКОТЕРМС, определения степени ответственности сторон договора.  В данном случае постоянный мониторинг процессов, связанный с логистической составляющей внешнеэкономических договоров, изменением таможенного законодательства, является залогом оптимальных условий статей договора в данных вопросах.  Юристы, которые ежедневно сталкиваются с подобного рода вопросами в своей деятельности, работают в юридических компаниях, специализирующихся на ВЭДе.  Привлечение подобных компаний  для юридической проработки договоров может существенно повлиять на юридическую чистоту договора и учесть максимально возможное число рисков, связанных с перевозкой и ТО груза, что в итоге напрямую отразится на финансовой составляющей. 

 

 

 

10. Заключение

 

Все  вышесказанное должно являться основанием для принятия решения о детальной проработке всех этапов реализации проектов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

 

          Существуют компании, объединяющие в себе решения всего комплекса необходимых задач. Именно такие компании могут стать оптимальным инструментом при предварительной подготовке и дальнейшей реализации проектов, объединяющих в себе логистику, ТО, юридическую проработку договоров и оценку рисков, сертификацию и пр. 

 

           Только понимание всех компонентов, как единого комплекса задач в рамках одного проекта обеспечит результат, удовлетворяющий с финансовой точки зрения, с правильно просчитанными временными рамками и высоким качеством реализации.