26.03.12 Cаморегулирование таможенных представителей: Тренд по улучшению качества и снижению административных барьеров
22 марта. Москва. Минэкономразвития России. Представители «Деловой России» приняли участие в совещании по обсуждению института саморегулирования таможенных представителей
Совещание с участием общероссийских общественных организаций проводил директор Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ А.В. Точин. Темой встречи стало обсуждение концепции законопроекта «О саморегулируемых организациях таможенных представителей».
Идея, равно как и Концепция законопроекта об институте саморегулирования таможенных представителей, были инициированы и подготовлены отраслевым отделением по таможенному делу ФМоС «Деловой России» и Гильдией профессиональных участников ВЭД и представлены в Минэкономразвития еще в декабре2011 г. Тогда же прошло и первое обсуждение Концепции на площадке Минэкономразвития с участием представителей общероссийских объединений бизнеса, ФТС России.
Несмотря на общую поддержку самой идеи, по результатам совещания в декабре было рекомендовано доработать и уточнить содержание ряда положений Концепции законопроекта с учетом предложений всех заинтересованных сторон.
В сжатые сроки была проведена проработка Концепции с привлечением лучших специалистов России в сфере таможенного дела, после чего Концепция получила поддержку Минэкономразвития в лице Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ. Директор Департамента сообщил, что в ближайшие дни подготовит соответствующую докладную записку Министру экономического развития России с просьбой поддержать Концепцию.
Несмотря на всеобщую поддержку Концепции, ФТС России все же выразила сомнения относительно необходимости введения института СРО таможенных представителей. Основными аргументами ФТС России были следующие:
- почему нельзя решить проблемы таможенных представителей без создания СРО, то есть в действующем правовом поле;
- предлагаемый вариант концепции влечет риски взыскания возможной неуплаты таможенных платежей.
Сторонниками введения саморегулирования были приведены убедительные аргументы, учитывающие весь предыдущий накопленный опыт с учетом передовых мировых трендов.
Первое. Только создание СРО позволит консолидировать ресурсы (материальные, интеллектуальные, и т.д) для защиты и отстаивания интересов брокеров. В свою очередь, равноудаленность участников рынка таможенных услуг от таможенных органов и их свободная конкуренция являются необходимыми условиями существования института таможенных представителей, требующихся для выполнения главной их задачи – содействие участнику ВЭД в законном, точном и быстром выполнении необходимых таможенных процедур.
В настоящее время уровень зависимости нахождения в профессиональном Реестре от субъективного понимания должностного лица ФТС РФ недопустимо высок по отношению к уровню обеспечения своих обязательств перед государством. Подобное состояние негативно сказывается на легализации услуг таможенных представителей и служит развитию серых и черных брокеров.
Предложенная Концепция СРО ликвидирует экономическую основу для возникновения и существования параллельного нелегального рынка услуг.
Второе. Экономические расчеты, приведенные экспертами, однозначно свидетельствуют о существенном снижении рисков невыполнения брокерами своих обязательств по сравнению с действующим законодательством и практикой работы таможенных представителей. Концепция вносит дополнительный экономический инструмент по защите, в том числе и собственной ответственности СРО перед государством, за своих членов в виде создаваемого специально для этой цели страхового фонда. Подобная схема практически исключает для государства риск неуплаты.
Всестороння взвешенность и экономическая обоснованность представленных доводов бизнеса о необходимости введения института СРО в итоге позволяет Директору Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ А.В. Точину принять решение о поддержке предложения и направить соответствующую докладную записку Министру экономического развития России Э.С. Набиулиной.
Комментарии (0)