28.03.12 Применение технологий предварительного информирования, электронного декларирования и удаленного выпуска

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА В.Н. ИГНАТЬЕВА

НА ЗАСЕДАНИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ КОМИССИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПСКОВСКОЙ ТАМОЖНЕ 27 МАРТА 2012 ГОДА

 

Система электронного документооборота ФТС РФ является частью общероссийской системы электронного документооборота, которая требует дальнейшего развития.

Следует отметить, электронный документооборот в таможенной сфере наиболее развит по сравнению с другими государственными структурами, что позволяет детально рассматривать и обсуждать применение электронных технологий в данной сфере.

 

1. Применение технологий предварительного информирования

 

Принятие КТС решения о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899) сделало вопросы предварительного информирования на автомобильных пунктах пропуска как никогда актуальными и значимыми как для таможенной службы так и бизнеса.

В настоящее время у участников ВЭД существует много способов представления  предварительной информации таможенным органам РФ:

- это и Портал ФТС РФ, на котором каждый перевозчик может самостоятельно заполнить;

- различные сервисные организации за рубежом, которые за деньги заполняют ПИ или на портале ФТС или пользуются услугами российского информационного оператора;

- самостоятельное заполнение данных предварительного информирования в коммерческом ПО и передача таких данных через российского информационного оператора;

- представители информационного оператора в пунктах пропуска на границе (РОСТЭК и СЗТЛС»), которые могут обеспечить оперативный ввод и передачу таможенным органам необходимых данных.

С полной уверенностью, подтвержденной многолетним опытом, могу сказать, что Портал ФТС РФ может удовлетворить не все нужды и требования, как участников ВЭД, так и таможенных органов. Это касается и скорости работы системы и сервисов, предоставляемых программой, и скоростью реагирования на нужды заказчика и оперативности технической поддержки пользователей со стороны ФТС РФ.

Сейчас проявляется тенденция к «настоятельным рекомендациям» по использованию при передаче предварительной информации только посредством использования Портала ФТС.

С нашей точки зрения, каждый участник ВЭД вправе выбирать самостоятельно какой именно сервис ему нужен. Главное, чтобы в таможенную службу вовремя поступали достоверные данные, а через кого они поступят (при условии обеспечения информационной безопасности при подключении к автоматизированной системе внешнего доступа таможенных органов) – через информационного оператора или через Портал ФТС – не критично. Тем более, что общеизвестно, -  объем данных, поступающих через Портал ФТС меньше объема данных, передаваемого через информационных операторов, и обработка их требует больших временных затрат для сотрудников таможенных органов.

Мы считаем, что миссия информационного оператора – это интеллектуальный (информационный) представитель таможенной службы в среде участников ВЭД и одновременно точно такой же представитель участника ВЭД для таможенных органов. Мы занимаемся адаптацией информационных требований ФТС к нуждам и заботам участников ВЭД, переводим высокотехнологичные запросы таможни в понятные рядовым пользователям действия.

Но и у нас есть проблемы, которые, я считаю, являются общими для нас с вами:

1. Единообразие требований к предварительной информации.

У разных постов (даже у разных смен на одном посту) свои требования к заполнению например, книжки МДП. Абсолютно понятно, что при 100% предварительном информировании, без унификации требований, т.е. без необходимости редактирования на таможенном посту предоставленной предварительной информации, ускорения таможенного оформления достичь нельзя. Есть предложение создать четкую инструкцию по правилам проверки электронной копии предварительной информации на таможенных постах, хотя бы в рамках Псковской таможни.

2. Общеизвестно, что информации, предоставляемой по КЭС и через Портал ФТС недостаточно для оформления процедуры МДП. Это означает, что недостающие данные заносятся инспекторами на местах. Закономерно возникает вопрос: это благотворительность со стороны инспектора или коррупционная составляющая? Скорее всего, второе, т.к. некоторые водители в открытую отказываются подавать предварительную информацию, утверждая, что таможня сама все сделает, даже называют стоимость таких «таможенных услуг».

3. Технология работы в сбойных ситуациях, когда не работает что-либо в тракте обмена данными с ФТС.

Мы пытаемся прописать такую технологию отдельно на каждом переходе, но требования на каждом переходе различаются.

Предложение – на уровне Псковской таможни прописать единые правила при работе в сбойных ситуациях. Проект таких правил мы готовы разработать совместно с Ростэком (при их согласии, разумеется).

4. Качество заполнения предварительной информации, поступающей из-за рубежа.

Не секрет, что достаточно большое количество информации, поступающей из-за рубежа требует кардинальной переделки, но единожды заполненная ПИ-МДП уже не может быть ни исправлена перевозчиком на МАПП, ни подана заново и требует больших временных затрат инспекторов на переработку.

Предлагаем – направить от Псковской таможни обращение в ФТС об усилении ФЛК предварительной информации на уровне приема данных.

5. Проблемы у перевозчиков при пересечении госграницы (инспектор «не видит» предварительной информации, данные предварительной информации отображаются некорректно и т.п.).

Необходимость в координации решения вопросов между перевозчиками и госструктурами, возникающих при пересечении госграницы высказана на прошедшем в марте 2012 года Общественном совете при ФА «РОСГАНИЦА», которым было предложено рассмотреть вопрос о возможности привлечения логистических компаний для работы на погранпереходах в качестве ответственного координатора между перевозчиком, госструктурами и грузовладельцами в решении вопросов, возникающих при пересечении товаров и транспортных средств госграницы.

Предлагаем в качестве такого ответственного координатора привлечь информационных операторов (РОСТЭК и СЗТЛС), представители которых находятся на таможенных переходах и имеют достаточные знания, навыки и опыт для осуществления функций координатора.

 

2. Применение технологий электронного декларирования

 

При передаче данных электронного декларирования также существуют проблемы, например:

Инспектор «не видит» поданной декларации, отказывает в принятии ЭД по надуманным причинам, присылает сообщения, не соответствующие спецификации информационного взаимодействия.

Проверка валидности сертификатов ключа проверки электронной подписи – осуществляется три раза (в ФТС, в РТУ, на посту). Иногда сертификат прошедший проверку в ФТС и РТУ не проходит проверку на посту.

Это происходит как из-за неопытности сотрудников таможенных органов, так и ввиду отсутствия четкой регламентации порядка и сроков действий участников информационного взаимодействия при электронном декларировании. Приказ ГТК РФ № 395 от 30.03.2004 не дает четкой регламентации процесса электронного декларирования, нового приказа до сих пор нет.

Сопровождение программных средств участвующих в электронном декларировании таможен производит разработчик (режим которого с 10 до 18 по Екатеринбургскому времени).

Отсутствие единой службы поддержки сервисов электронного декларирования в рамках Псковской таможни (с круглосуточным режимом работы и взаимодействием с аналогичными службами ЦИИТТУ и СЗТУ).

Предложение – создать при Псковской таможне Центр электронного декларирования, который мог бы решить большинство из существующих проблем, возникающих при электронном декларировании. Следует отметить, что создание такого ЦЭД способствовало бы и уменьшению прямых контактов участника ВЭД с таможенным инспектором, а следовательно, снизило количество коррупционных ситуаций при электронном декларировании.

 

3. Применение технологий удаленного выпуска

 

Технология удаленного выпуска уже давно перешла из статуса эксперимента в статус обычной технологии. Участники ВЭД оценили удобство таможенного оформления по данной технологии и активно ее используют. Таможенными органами также накоплен значительный опыт при ее применении.

В то же время, перечень  таможенных постов, участвующих в технологии удаленного выпуска органичен приказом ФТС РФ № 317 от 18.02.2010 ((в ред. Приказов ФТС РФ от 28.04.2010 N 862, от 31.05.2010 N 1050, от 24.01.2011 N 123 (ред. 15.02.2011)). И хотя перечень таможенных постов, участвующих в данной технологии расширяется ФТС РФ, участники ВЭД уже готовы активно применять данную технологию и на таможенных постах, не включенных в настоящее время в список.

Предлагаю координационному совету выступить с ходатайством перед ФТС РФ о возможности использовать технологию удаленного выпуска товаров всеми таможенными постами, имеющими достаточную техническую оснащенность.

Комментарии (0)