07.06.2012 Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург

7 июня 2012 года в Санкт-Петербурге (гостиница «Москва» - пл. Ал. Невского 2),прошлачетвертая ежегодная конференция «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург», организованная журналом «Вести морского Петербурга» при поддержке Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга.


Среди докладчиков и участников конференции – руководители и представители Министерства транспорта России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Администрации Санкт-Петербурга, ФГУП «Росморпорт», Администраций морских портов России, Федеральной таможенной службы, Северо-Западного таможенного управления, Федерального агентства по обустройству государственной границы, топ-менеджеры компаний морского профиля, отраслевых институтов и ассоциаций.


 Выступление эксперта по информационным технологиям Алексея Николаевича Чупланова


Уважаемые дамы и господа.


У меня не доклад, а скорее сообщение. Мы заслушали выступления наших уважаемых коллег о новых строительствах и возможности увеличения грузопотоков.
Но недавно, на одной из конференций я слышал высказывания экспедиторов о плохой конкурентоспособности наших Балтийский портов (Рф) по сравнению с Дальневосточными портами, и одной из основных причин называли таможню.
Я хотел бы доложить Вам о нововведениях называемых «Предварительное информирование таможенных органов».

Первое, о наступающем с 17 июня обязательном информировании о товарах и транспортных средствах по автомобильному транспорту. Казалось бы причем здесь порт и морской транспорт.
Но не будем забывать о паромах, на которых перемещаются как грузовики, так и отдельные прицепы. СЗТУ разослало письмо по таможням Северо-Запада, и те в свою очередь должны были оповестить перевозчиков о необходимости представлять предварительную информацию на товары и транспортные средства, пребывающие в порт автомобильным транспортом. На автомобильных пунктах пропуска технология ПИ отработана достаточно хорошо, на море это не так очевидно. По закону информацию может представить любое заинтересованное лицо, и она должна прибыть не позже чем за два часа до прибытия транспортного средства на таможенный переход. Оптимально это было бы делать в местах отправки, или в худшем случае на судне. Оформление ПИ во время разгрузки судна вызовет большие проблемы. Я настоятельно рекомендую Вам задуматься об этом.

Второе, о предварительном информировании, о грузах поступающих морским транспортом.
Многие из Вас знают, что в настоящее время в Балтийской таможне проводится эксперимент по ПИ грузов, поступающих на контейнеровозах. Это не означает, что не надо посылать ПИ для других типов судов и грузов, просто контейнерные перевозки наиболее сложны для передачи данных в таможенные органы. ООО «СЗТЛС» разработал портал, предоставляющий судовым агентам возможность вводить данные, необходимые и достаточные для оформления судна на прибытие. Предоставлена возможность ввода данных манифеста из информационных систем судовых агентов на портал и последующая передача сообщения в таможенные органы. В настоящее время реализованы загрузки манифестов в формате XML и EDIFACT ( CUSCAR). Портал подключен к ФТС в соответствии с приказом 52, и обеспечивается подписывание пакета данных ЭЦП.

Создавая портал, мы исходили из того, что необходимо минимизировать действия судового агента по вводу данных, мы максимально используем возможности загрузки из существующих у Судовых агентов электронных сообщений. Сейчас эксперимент с Кронштадского поста расширяется и на Центральный таможенный пост Балтийской таможни. По планам таможни, предполагается, что бы все судовые агенты к 1 августа имели возможность передавать Предварительную информацию в таможню.
По технологии, предполагается, что если есть предварительная информация, то бумажные документы, необходимо будет представлять в таможенный пост, только после прибытия груза, а не за два часа до прибытия, как сейчас. Предполагается, что таможня будет предварительно сообщать, какие из контейнеров необходимо будет выставлять для досмотра или контроля на ИДК.

В заключении хотелось бы сказать, что мне как IT-шнику обидно, что на этой конференции не обсуждаются вопросы комплексной Информатизации в порту, нет такой секции. В настоящее время каждый в меру необходимости автоматизирует свои бизнес процессы, таможня делает это для себя, стивидоры упрощают свой труд, судовые агенты создают свои системы, таможенные брокеры – свои. И не для кого, не секрет, что все пользуются практически одними и теми же данными, и каждый подает практически один и тот же комплект документов в различные исполнительные и контролирующие органы. В мире эта проблема решается созданием системы «Единого окна». Преимущества подобной системы очевидны и не требуют доказательств. Но все-таки что это даст:
  • Ускорение оформления товаров и транспортных средств на пограничных переходах;
  • Повышение конкурентоспособности Российский портов;
  • Повышение собираемости таможенных платежей;
  • Повышение качества пограничного и таможенного контроля.
И все это должно принести несомненные финансовые выгоды, как государству и местным властям - увеличением поступления налогов, так и бизнесу – за счет увеличения товарооборота.
Вопрос о разработке системы «Единого окна» в Минтрансе на базе Большого Порта Санкт-Петербург, по моим сведениям обсуждался, но что-то результатов не видно. Поэтому вопрос только один, кто это будет делать? Минтрансу почему-то это не надо. Росграница тоже не желает возглавить этот процесс, похоже, что таможня, автоматизируя свою деятельность, понемногу всех соберет вокруг себя и де-факто станет оператором, этого «Одного окна». Тогда и жаловаться, что система построена не так, будет некому, понятно, что кто первый встал того и тапки. Может Администрация города выступит заказчиком этой системы?

В свою очередь, в качестве инициативы, мы готовы уже сейчас выгружать в электронном виде для администрации порта сведения об Опасных грузах, для пограничников – сведения о экипажах, ну а для Других контролирующих органов, что пожелают. 

Комментарии (0)