«Господа, маски сброшены, карты разложены.

 

                                                                                     Выбираем, кому что положено....»

 

                                                                                                                                 Земфира.

 

Из первых уст

 

         Последние два месяца на каждом совещании у руководства страны, посвященном инвестиционной привлекательности России и проблемам ВЭД, не обходится без критики таможенного администрирования и акценте на необходимость неукоснительного соблюдения графика исполнения подпроектов Дорожных карт. Прежде, чем анализировать, каким образом изменится жизнь бизнеса, осуществляющего деятельность  в сфере ВЭД, после подписания Дорожных карт и придания им статуса государственных программ, окинем взглядом последние два десятилетия. Необходимо привести для примера искрометную фразу Председателя Правительства Дмитрия Медведева на встрече с представителями рабочих групп по дерегулированию экономики в рамках реализации дорожных карт: «Все, что делает государство, всегда скучно и бездарно, мы же с вами знаем»…

 

 

 

А нам и нескучно…

 

         Итак... Таможенный Кодекс образца 1991 года – это, по сути, первый Российский законодательный акт в области таможенного регулирования постсоветского времени, который подвергался постоянной критике за необходимость дополнительного массива ведомственных нормативных актов разъясняющего его нормы. К двухтысячным критическая масса документов превзошла все мыслимые пределы, да и подошло время интеграции в международные правила таможенного администрирования. Кодекс 2004 года сразу заявлялся в сегменте законов прямого действия, требующего лишь небольшого ограниченного перечня приказов. Чем все кончилось мы прекрасно знаем. Далее следует процесс адаптации к требованиям таможенного кодекса Таможенного Союза 2009. Затем, в 2010, нам подарили Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации. Сейчас законодательство причесывают под ЕврАзЭС и ВТО. И все это должно будет сочетаться с теперь уже государственной программой совершенствования таможенного администрирования в рамках Дорожной карты.

 

         Для полноты восприятия давайте вспомним и те процессы, свидетелями и участниками которых мы были, не вдаваясь в детали, оценим лишь общие тенденции, которым мы следовали. Акцент на таможенное оформление во внутренних таможнях - вынос таможенного оформления на границы ТС. Терминалы строим внутри страны - переносим на границу. А вот еще тренд: один субъект - одна таможня. Сначала широкие полномочия таможенных органов в регионах – затем узкая специализация и ограничение компетенции. Раздуваем правоохранительный блок - сокращаем.... «Таможенная карта» – «Зеленый коридор» – «Таможенная карта»… Вся эта картина на фоне постоянного реформирования таможенных органов всех уровней и постоянно меняющейся оргштатной структуры. Похоже, сотрудники давно уже смирились с нахождением за штатом половину своей служебной деятельности.

 

Ничего так себе картина… Пожалуй, не до грусти будет.

 

 

 

Система компромиссов

 

         Если сравнивать начальные редакции Дорожной карты и ее подписанный вариант получится классика жанра ведения переговоров в стиле: «худой мир лучше войны»… В нашем случае необходимо обратиться к апгрейду раздела  3. Развитие института таможенных представителей. Предлагаю проанализировать сравнительную таблицу версий Дорожной карты

 

  

 

Сравнительная таблица версий Дорожной карты

Начальная версия

Утвержденный вариант

Мероприятие

Срок реализации

Мероприятие

Срок реализации

3 Развитие института таможенных представителей

 

3 Развитие института таможенных представителей

3.1 Изъятие у ФТС права исключать таможенных представителей (ТП) из таможенного реестра и передача этого права СРО ТП

31.01.2013

 

3.1 Изменение критериев по исключению из реестра ТП

 

31.01.2013

 

3.2 Исключение в качестве условия для включения в реестр  ТП  отсутствия фактов неоднократного административного правонарушения

31.01.2013

 

3.2 Изменение порядка и сроков представления отчетности ТП

 

31.01.20134

3.3 Изменение критериев по исключению из реестра ТП

 

31.01.2013

3.3 Запрет организациям и предприятиям подведомственным ФТС  и аффилированным с ними лицами осуществлять деятельность в качестве ТП

31.01.2013

3.4 Возврат обеспечения в случае приостановления деятельности ТП

31.01.2013

 

3.5 Изменение срока обязательного информирования ТП-м таможенных органов об изменении сведений

31.01.2013

3.6 Введение саморегулирования деятельности ТП

31.01.2013

3.7 Запрет организациям и предприятиям подведомственным ФТС  и аффилированным с ними лицами осуществлять деятельность в качестве ТП

31.01.2013

 

 

 

         Из сравнения мероприятий таблицы явно следует, какие серьезные изъятия произошли в ходе согласований с государственными органами. Главное: это отказ от введения саморегулирования деятельности таможенных представителей, хотя ТПП РФ, «Опора России», Деловая Россия, РСПП и Минэкономразвития поддержали данное нововведение. Видимо для ФТС РФ было принципиальным исключить саморегулирование таможенных представителей из мероприятий реализации подпроектов Дорожной карты.

 

 

 

Почему нет?

 

         То, с каким рвением представители ФТС РФ боролись за исключение из подпроектов ДК саморегулирования деятельности таможенных представителей, говорит само за себя. Идеология саморегулирования, закладываемая профессиональным бизнесом, предполагала изъять возможность таможенной службы напрямую вести Реестр ТП, а значит и возможность исключать таможенных представителей из Реестра по часто формальным и надуманным основаниям. В качестве компенсации таможенной службой было предложено послабление по линии административной ответственности. Однако из утвержденной редакции изъят и очень жизнеутверждающий для бизнеса пункт 3.2 Исключение в качестве условия для включения в реестр  ТП  отсутствия фактов неоднократного административного правонарушения, который бы мог служить весомым аргументом компенсирующим необходимость саморегулирования.

 

         Реестр – отличный способ держать бизнес на коротком поводке, причем бизнес самый дорогой в России (судя по условиям включения в Реестр). В этом смысле саморегулирование было бы мерой значительно снижающей административное влияние на деятельность таможенных представителей, когда даже судебные тяжбы ложатся на плечи самой СРО, а не отдельно взятой организации.

 

         Весь этот опыт мы сейчас учитываем в изменении законодательства по введению обязательного саморегулирования транспортно-экспедиторской деятельности. Здесь ситуация прямо противоположная. Рынок развивается стихийно, клиенты не защищены, огромное количество «псевдоэкспедиторов» с сервисом, не отвечающим никаким самым низким стандартам.

 

         Но и в вопросе саморегулирования таможенных представителей точка пока не поставлена. Дорожная карта призвана сократить время таможенного оформления и уменьшить количество документов для таможенных целей, и отсутствие в подпроектах саморегулирования таможенных представителей не влияет на понимание необходимости его введения в дальнейшем.

 

 

 

Вопросы реализации

 

         Главный вопрос, который сейчас беспокоит бизнес в сфере таможенного дела и ВЭД – это то, как будут реализовываться подпроекты Дорожной карты. Важно отметить, что главное заключается даже не в соблюдении госорганами сроков, указанных в мероприятиях Дорожной карты. Основным фактором является возможность участия бизнеса в оценке и обсуждении принимаемых госорганами мер. В противном случае, даже самые прогрессивные и эффективные меры могут быть интерпретированы в интересах удобства менеджмента самих госорганов и никак не повлияют на улучшение технологий в организации таможенного дела и положение профессионального бизнеса.

 

 

 

Исполнение государственной услуги ведения Реестров

 

         При составлении очередного полугодового отчета о ситуации на рынке таможенных представителей с удивлением обнаружил, что для того, чтобы узнать количество таможенных представителей включенных в Реестры государств-членов Таможенного союза совсем недостаточно открыть сайт Таможенного союза, нужно проделывать дополнительные интернет-манипуляции. Добросовестно к исполнению государственной функции по ведению Реестров   относиться только ФТС РФ. То есть, на официальном информационном пространстве Таможенного союза, призванном оперативно информировать о всех изменениях, данные о таможенных представителях Беларуси и Казахстана значатся на апрель–май 2011 года. 

 

 

 

Стагнация рынка или медвежий тренд

 

         Будем работать с той информацией, которую имеем. Реестр таможенный представителей России представляет из себя 371 организацию. Последняя запись сделана 2 августа 2012 года и соответствует включению в Реестр смоленского ЗАО «РОСТЭК-ВЕСТ».

 

 9a3a423ee83981e32a84ff86449d7e16

 

 

 

         Обратите внимание на изменение тренда. Видимо в таких жестких условиях нахождения в бизнесе мы познакомились с пиковой отметкой. Если откинуть еще порядка 40 РОСТЭКов, прекрасно чувствующих себя под поручительством ФГУПа, то получим реальную цифру около 330 таможенных представителей. И это на нашу огромную страну… Видимо в подобных условиях регулирования рынка усиления здоровой конкуренции не произойдет. Видимо, множество организаций, занимающихся таможенным оформлением, по так называемым «серым схемам», уже и не стремятся  легализоваться, удобно расположившись в своей нише, работая за печатью клиента.

 

 

 

Место под солнцем

 

         Если рассматривать долю таможенных представителей-членов Гильдии в общей картине по северо-западу, то можно с уверенностью констатировать прочность занятых позиций на Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях. В ТОП-20 по региону - 13 организаций имеют членство в Гильдии. В рейтинге таможенного оформления на Балтийской таможне в первой двадцатке – 15 членов Гильдии и всего более 60% от всех оформленных деклараций. Да и  лидеры в общем рейтинге не изменились: это по-прежнему ООО «СЗТК», ООО «СТК» и ООО «Восход» (все члены Гильдии).

 

 160fbb4c784e459629d3184d44e544d0

 

         Если говорить о «брокерском проценте» деклараций оформленных в таможнях северо-запада России, то, как следует из диаграммы, он соответствует отметке в 60%.