«Линейный картель»

ФАС
подозревает, что в России создан картель на рынке морских контейнерных
перевозок. Служба начала проверку российских агентов крупнейших игроков — в
целом 13 компаний, включая дочерние структуры крупнейших мировых концернов,
например Maersk

Сами агенты считают, что антимонопольное расследование
может быть использовано кем-то из игроков рынка 'как метод конкурентной
борьбы', отмечая, что среди проверяемых структур нет агентов FESCO. В
самой службе неофициально одной из целей проверки называют предупреждение
игроков о том, что они 'под наблюдением'.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
сообщила, что начала проверку агентов крупнейших игроков рынка морских и
океанских контейнерных перевозок по признакам нарушения антимонопольного
законодательства. Речь идет о 13 компаниях: ЗАО 'Маэрск', ООО
'Медитерранеан Шиппинг Компани Русь', ООО 'СиЭмЭй СиДжиЭм
Русь', ООО АПЛ СНГ, ООО 'К Лайн РУС', ООО 'НИК Лайн
Рус', ООО 'Оу-Оу-Си-Эл Раша Лимитед', ООО 'Чайна Шиппинг
Эйдженси Раша', ООО 'Хендэ Мерчант Марин СНГ', ЗАО 'ЗИМ
Раша', ООО 'КОСКО РАША', ООО 'Эвергрин Шиппинг Эйдженси
Рашиа Лимитед', ООО 'Оушен Контейнер Сервисиз'. 'Учитывая
значительную долю расходов на морские и океанские контейнерные перевозки в цене
товаров, каждое увеличение стоимости перевозок непосредственно отражается на
потребителях во всем мире',— отмечается в сообщении службы. В ФАС уточнили
'Ъ', что проверка внеплановая и продлится до 13 марта, 'но не
исключено, что сроки будут немного сдвинуты'. В службе не комментируют, о
признаках каких именно нарушений идет речь. 

В
2012 году грузооборот контейнеров в портах РФ составил 4,45 млн TEUs (без
учета каботажа). В целом рынок морских контейнерных перевозок в интересах
российского экспорта и импорта Минтранс оценивает на уровне $2 млрд. Среди
крупнейших игроков — Maersk, MSC и CMA CGM Group. 

Источник
в ФАС рассказал, что 'накопилась критическая масса информации о рынке, в
том числе из оперативных источников'. По его словам, служба не исключает
наличие согласованных действий между агентами. 

'Возможно
как фиксирование цен на определенном уровне, так и раздел рынка между агентами
по территориальном признаку, по составу клиентов и портов, с которыми они
работают',— пояснил собеседник 'Ъ'. Он добавил, что в Европе и
США за этим рынком следят очень жестко, за последние годы было уже несколько
случаев устранения антимонопольных нарушений. 'Одна из целей проверки —
напомнить всем игрокам, что в России этот рынок тоже под внимательным
наблюдением со стороны госорганов',— пояснил источник 'Ъ'. 

Участники
рынка рассказывают, что проверка шла в течение всей прошлой недели, в основном
в офисах компаний в Петербурге, при этом оказалась для агентов абсолютно
неожиданной. 'В Питер, такое ощущение, приехало все управление ФАС,
которое занимается картелями,— рассказал представитель одной из проверяемых
компаний.— Запрашивали ставки фрахта, хотя мы их не устанавливаем, а также в
целом материалы по хозяйственной деятельности. К концу недели всю документацию,
которая их интересовала, антимонопольщики получили, а до середины марта,
видимо, будут ее анализировать'. 

Опрошенные 'Ъ' агенты не знают, с чем может
быть связана внеплановая проверка ФАС. Несколько участников рынка предположили,
что служба могла заинтересоваться рынком после того, как в конце 2012 года APM
Terminals (структура группы Maersk) закрыла сделку по покупке 37,5% акций
российского стивидорного холдинга Global Ports. 'Maersk — крупнейший
мировой игрок на рынке океанских контейнерных перевозок. Понятно, что от нее
ожидают изменений в поведении на российском рынке с учетом нового партнерства.
Возможно, компании дают понять, что здесь за ее деятельностью будет не менее
жесткий контроль, чем в США или Европе',— отмечает представитель одного из
агентов. Но ФАС разрешила эту сделку, значит, уже анализировала ее возможные
последствия, добавляет другой участник рынка.

Еще
несколько агентов предположили, что ФАС начала проверку после получения
'оперативной информации' от одного из крупных участников рынка.
'Это такой способ конкурентной борьбы — пожаловаться в ФАС',— пояснил
один из источников 'Ъ'. 'Удивляет, кстати, что среди проверяемых
компаний нет агента одного из крупнейших игроков на российском рынке — группы
FESCO (принадлежит группе 'Сумма', ни там, ни в FESCO ситуацию не
комментируют.— 'Ъ')',— отметил еще один участник рынка. Директор
по развитию Portnews Надежда Малышева согласна, что часто причиной проверки ФАС
бывает жалоба от одного из участников рынка на конкурентов.  

КоммерсантЪ

Комментарии (0)