Окно одно! И «сквозняка» не будет

В настоящее время, пока до конца не решен вопрос технологии «одного окна» и информационного взаимообмена данными между контролирующими органами при прибытии товаров  в пункты пропуска, сам принцип «одного окна» сводится к принципу «5 в 1». То есть, если раньше при применении к товару пяти видов государственно контроля функции исполняли пять профильных специалистов, то сейчас эти же действия совершает один. Что поменялось? Кроме пятикратной усталости и недостатка знаний в четырех сферах контроля применительно к таможеннику. А бизнесу стало ли легче?...

После передачи таможне функций по санитарно-карантинному контролю  скорость обработки грузов, подлежащих этому виду проверок, характеризуется разнонаправленными трендами в портах и сухопутных пунктах пропуска. Так, в сухопутных пунктах пропуска можно заметить даже некоторое ускорение процесса, а вот применительно к портам нужно констатировать, что скорость обработки грузов заметно упала. Здесь большая часть подконтрольных грузов проходит первичный таможенный контроль незамеченными. Такое впечатление, что инспектор принял позицию «я в домике» и делает вид, что не понимает, что, например, бытовая химия подлежит санитарно-карантинному контролю и соответственно не проставляет вообще никакого штампа.

 

Зато при основном таможенном  оформлении последствия подобной «невнимательности»  со стороны инспектора запускают «карусель» с походом в таможню для простановки штампа «Требуется СКК» (санитарно-карантинный контроль), поездками в Роспотребнадзор и обратно. Последствия для бизнеса очевидны: потеря  драгоценного времени, когда заканчивается льготное бесплатное хранение, импортер несет убытки, клянет таможню и все с ней связанное. В этой связи у импортеров возникают резонные вопросы: почему таможеннику нельзя самому проверить комплект документов? или, на худой конец, получателю пойти в Роспотребнадзор без штампа «Требуется СКК»? (он то точно знает, что товар подлежит СКК) Попробуем разобраться, почему так происходит.

 

Причин несколько…

 

1. Приказ ФТС России № 1996 от 30 сентября 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» и его интерпретация. Как обычно приказ написан в классическом «византийском» стиле, позволяющим каждому читающему находить то, что он хочет увидеть. При этом, интерпретация приказа таможенными органами довольно странная… Так пункт 45.1 данной Инструкции позволяет инспектору в момент первичного контроля при наличии документов самостоятельно принять решение о возможности ввоза. Да и пункт 45.3 позволяет лицу предоставить необходимые документы в 3-х дневный срок и получить штамп у инспектора. Но таможенники предпочитают читать пункт 45.6, в котором написано, что если документы предоставляются на момент оформления, то надо их отправить в Роспотребнадзор со штампом «требуется СКК». Ну, как известно, «отфутболить» предпринимателей это любимое занятие всех госслужб, так что неудивительно желание таможни поделить ответственность с Роспотребнадзором. А может таможенники чувствуют угрызения совести, что лишили коллег возможности бизнесменов «поконтролировать» и стараются хоть чем-то их порадовать. В свою очередь РПН, получив в свои руки возможность контролировать большое количество грузов и не имея в штате достаточно сотрудников, переложили на бизнесменов подготовку дополнительных разъяснительных  писем (помимо документов установленных ПП № 500 от 29.06.2011). При этом они искренне каждый раз делают вид, что из пакета документов им непонятно, что за товар они контролируют.

 

 

 

2. Агенты линий (судоходных компаний). В отличие от дисциплинированных водителей, и даже в меру неторопливых работников РЖД, эти люди вообще не собираются ничего предпринимать для ускорения оформления грузов своих клиентов. Несмотря на наличие всей информации о товаре (она есть в коносаменте, в судоходной компании - для судозахода в порты Европы она обязательна!) агенты зачастую не утруждают себя лишними телодвижениями. Это же надо запросить у получателя или его таможенного представителя копию СГР (свидетельства о государственной регистрации) и приложить ее в комплект документов таможенному инспектору. Труд то какой! Зато от стивидора идут счета за хранение, линии перевыставляют их клиенту (видимо не в ущерб себе), а все вопросы адресуют в таможню. К примеру: с водителями, забывшими предъявить на границе СГР и получить штамп «Ввоз разрешен» разговор простой – садись на попутную машину и возвращайся в пункт пропуска получать штамп. А вот агенты - «белая кость». В выходные могут позволить себе отдыхать и не выдавать документы (хотя хранение идет), и сбором документов себя не утруждать.

 

Как с этим бороться? Самый простой способ - призвать таможню выполнять свои функции, а не прикрываться разночтением приказа. Например, обратить внимание прокуратуры на нахождение на территории России товаров, не прошедших санитарно-карантинный контроль. А таких, надо заметить большинство, так как инспектора вообще не смотрят на описание товаров. То есть первичный контроль должен осуществляться в полном объеме. Но, при этом очевидно, что таможне нужна помощь от получателей и их представителей в подготовке комплекта документов для проверки. Но главное - это агенты линий, которые должны эти подготовленные комплекты отнести в таможню и получить вожделенный штамп «ввоз разрешен». Да и всем очевидно, что приказ №1996 требует уточнения формулировок.